Вологодская городская общественная организация инвалидов

Эксперты оценили предложение об ограничении числа инвалидов на авиарейсах

Эксперты по защите прав и доступности транспорта для людей с инвалидностью считают, что идея ограничения числа инвалидов на авиарейсах в определенных условиях может быть оправданной. С таким предложением недавно выступил гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков.

«Все мы знаем, что в случае задымления, пожара, экипаж обязан провести немедленно эвакуацию всех пассажиров. Мы прекрасно понимаем, что имея 10 пассажиров с ограниченным возможностям на борту, они практически все там и останутся.

По европейским правилам, количество пассажиров с ограниченным возможностям не должно превышать количество здоровых пассажиров.

Невозможна ситуация, когда на борту будет 30 инвалидов, 100 детей и 22 взрослых»,— заявил руководитель компании, выступая на Втором открытом форуме Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.

По его словам, ранее «Победа» уже обращалась с подобным предложением в Минтранс. Однако, ограничение числа пассажиров с инвалидностью там сочли нарушением конституционных прав, рассказал Калмыков, попросив прокуратуру о содействии.

Правила, ограничивающие число пассажиров с особыми потребностями на борту самолета, действуют в европейских авиакомпаниях. В то же время, к примеру, в США министерство транспорта запрещает авиакомпаниям ограничивать число пассажиров с инвалидностью в полете. Отказ в перевозке инвалида может быть допущен, если причиной является не сама инвалидность, а угроза для безопасности, что должно подтверждаться авиакомпанией в письменном виде. Действующие правила предписывают американским авиаперевозчикам обеспечивать во вновь приобретаемых самолетах оборудование не менее половины мест съемными подлокотниками для облегчения доступа инвалидов. Для самолетов вместимостью 100 и более пассажиров требуется наличие пространства, в приоритетном порядке предоставляемого для перевозки инвалидных колясок.

Возмущение предложением авиакомпании «Победа» выразила глава комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, инвалид по зрению Диана Гурцкая.

«Я намерена поднять данный вопрос на заседании комиссии при президенте России по делам инвалидов 14 декабря.

Этой так называемой бюджетной авиакомпании мало скандалов с детьми и матерями. Теперь они предложили ввести настоящую сегрегацию в отношении инвалидов. Странно то, что это прозвучало на форуме транспортной прокуратуры и не получило реакции правоохранителей», — заявила она корреспондентам РИА Новости.

«Данное предложение вначале вызовет негативную реакцию, но на самом деле оно имеет смысл. Действительно, могут возникнуть определенные трудности при эвакуации в том случае, если на борту находится большое количество людей с ограниченными возможностями», — рассказал РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Он напомнил, что у авиаперевозчиков есть определенные правила рассадки людей с ограниченными возможностями в самолете. «Вовсе не из дискриминационных побуждений их не сажают рядом с аварийными выходами, а потому, что при возникновении форс-мажора на борту любая задержка может оказаться фатальной», — пояснил Роман Гусаров.

«Необходимо понять, что данное предложение прежде всего в интересах самих людей с ограниченными возможностями, ведь идет речь об их собственной безопасности», — подчеркнул эксперт.

«На мой взгляд, такие меры могут быть приняты, если в этом действительно есть какая-то целесообразность,- прокомментировала порталу Милосердие.ru эксперт по доступным путешествиям для людей с ограниченными возможностями, инвалид-колясочник Светлана Нигматуллина. — Я сама часто летаю, и склоняюсь к тому, что сначала на борту должна быть обеспечена безопасность, а потом уже комфорт и все остальное.

Бывают разные ситуации, например – аварийное приземление самолета, когда нужно срочно выгрузить пассажиров».

Инвалидные коляски практически никогда не используются во время полета – обычно пассажиров с них пересаживают на кресла, пояснила эксперт. Коляску могут сложить и поставить в салоне у стены, если позволяют ее размеры – положить на полку, или сдать в багаж. Электрическое кресло сдают в багаж, а пассажира довозят до его места на специальной коляске, которая есть в аэропорту. Для перевозки человека на носилках в салоне заранее снимается ряд кресел.

«Людей на колясках завозят в салон первыми, чтобы не мешать проходу других пассажиров, и вывозят после посадки последними, — пояснила Светлана Нигматуллина. — Конечно, если будет большое количество колясочников, время посадки и высадки неизбежно увеличивается. На одного такого пассажира, как я, уходит от 10 до 15 минут».

Осенью 2012 года МИД России выступил с заявлением, осуждающим отказ германской авиакомпании Air Berlin посадить на борт самолета рейса Москва — Дюссельдорф группу российских инвалидов-колясочников. По словам представителей авиакомпании, по соображениям безопасности в обычном порядке в салоне может находиться не более двух таких пассажиров, в противном случае перевозку группы инвалидов необходимо согласовывать заранее.

«Действительно, есть информация, что таки ограничения введены некоторыми авиакомпаниями в зарубежных странах, — рассказал порталу Милосердие юрист РООИ «Перспектива» Линь Нгуен. – Что касается данного предложения – нужно смотреть, по какому критерию в «Победе» хотят ограничить число людей на борту.

Если речь идет просто о людях с инвалидностью – то это, конечно же, имеет явные признаки дискриминации.

Если же ограничение предлагают ввести по признаку нуждаемости в специальном сопровождении, дополнительных услугах – здесь уже можно будет обсуждать, насколько это обоснованно. Здесь потребуется в первую очередь определить, что входит в число специальных и дополнительных услуг. Допустим, является ли дополнительной услугой сопровождение незрячего пассажира к месту посадки, или помощь в пересадке с коляски на сиденье?

Если рассматривать эти вопросы с точки зрения российского законодательства, в том числе Закона о социальной защите инвалидов и других подзаконных актов, о доступности транспортных услуг — то получается, что эти услуги не являются специальными в том контексте, в котором это говорится в предложениях авиакомпании. Соответственно, нуждающиеся в них пассажиры не должны включаться в число тех людей, количество которых ограничивается.

С другой стороны, понятно, что слишком большое количество людей, которые нуждаются в специальном сопровождении, дополнительных услугах, разумеется, авиакомпания не может себе позволить, в том числе и по соображениям безопасности.

Есть какой-то предел количества пассажиров с ограничениями, которых авиакомпания может себе позволить обслуживать на должном уровне удобства, безопасности».

Регулировать число пассажиров с ограниченными возможностями допустимо, если для этого будут введены корректные критерии, на уровне не отдельной авиакомпании, а федерального законодательства, уверен эксперт. Принимать такие критерии необходимо по результатам открытого общественного обсуждения, с участием людей с инвалидностью и их организаций, подчеркнул юрист РООИ «Перспектива».

www.miloserdie.ru

Отметить в соц. сети
Полезные ссылки